Чудинова В.П., Голубева Е.И.

БИБЛИОТЕКАРИ, РАБОТАЮЩИЕ С ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ:
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИИ

Сегодня значительные и кардинальные изменения происходят, прежде всего, в облике и поведении пользователей библиотек. Общество перестает быть “литературоцентричным”, постепенно исчезает когда-то устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Особенно значительные изменения происходят сегодня в чтении детей, подростков, юношества, которое в конце ХХ – начале XXI в. находится в процессе трансформации.

Во многих регионах России зачастую только библиотеки являются единственными организациями, где пользователи могут бесплатно получать и читать книги, газеты, журналы. Можно констатировать, что сегодня в группы постоянных читателей библиотек входят дети и подростки, которые гораздо больше своих сверстников включены в книжную культуру. Они выгодно отличаются от своих сверстников, не посещающих библиотеки, по уровню интеллектуального и эмоционального развития, “культурному багажу”. В библиотеках создаются новые подразделения, связанные с новыми информационными технологиями, библиотеки развивают для пользователей новые виды услуг. Библиотекари учат детей и подростков основам информационной культуры, умению искать информацию в меняющейся медиасреде, в том числе и в киберпространстве. Таким образом, цели, задачи, а также роль библиотек и библиотекарей, работающих с детьми и подростками, сегодня значительно меняются.

В рекомендациях, принятых по итогам парламентских слушаний “Библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации” (от 29 нояб. 2002 г. № 310-29/1145), констатируется, что “в основу общественного устройства России необходимо положить особое отношение к детям как самой большой общественной ценности. Библиотечное обслуживание детей и подростков должно стать одним из важнейших приоритетов для органов власти и управления всех уровней, государственных и негосударственных организаций”. К числу актуальных проблем в этом документе отнесена и “подготовка специалистов, соответствующих современному уровню обслуживания детского населения”. Среди рекомендаций Правительству РФ, Министерству труда и социального развития РФ сделано предложение “ввести должность “библиотекарь-педагог” в библиотеках, работающих с подрастающим поколением”.

В свете таких подходов проект МГУКИ по открытию квалификации “Библиотекарь-педагог” представляется сегодня более чем актуальным.

О необходимости введения этой квалификации свидетельствует анализ современной ситуации: как со стороны задач практической работы библиотек с подрастающим поколением, так и состояния подготовки кадров.

Дети и юношество сегодня находятся в особенно сложной ситуации. Работа с ними требует от библиотекарей высокого профессионального уровня. С детьми может хорошо и профессионально работать только тот специалист, который обладает специальными знаниями о детстве, пониманием современных проблем детей и подростков, а также знанием новых подходов и методов, наработанных в отечественной и зарубежной педагогике.

Именно этих знаний сегодня особенно не хватает библиотечным специалистам, работающим с детьми. Так, анализ программ региональных семинаров, конференций, курсовых занятий, творческих лабораторий детских и школьных библиотекарей позволяет утверждать, что библиотекарям остро не хватает знаний современных достижений педагогики, концепций и программ в области образования, методик и другой педагогической информации, а также знаний в области возрастной, педагогической, социальной психологии, знаний и навыков в сфере работы с “проблемными детьми”, с детьми-инвалидами.

Вместе с тем сегодня существует большой отряд профессионалов, работающих с детьми в библиотеках разных типов. Начиная с 60–70-х гг. в России сложилась развитая система библиотечного обслуживания детей и юношества. Судя по оценкам зарубежных специалистов во время их посещений детских библиотек в 90-е гг., многие из них высоко оценили уровень работы с детьми российских библиотекарей.

Сегодня детская библиотека развивается в соответствии с потребностями и ожиданиями общества как комплексный информационно-культурный центр и как учреждение дополнительного образования, удовлетворяющее потребности в развитии личности ребенка, самообразовании, организующее педагогически целесообразный досуг для детского населения. Возрастает также значение компенсаторной функции детской библиотеки, которая особенно важна для детей с особыми нуждами.

Детские библиотеки, оставшись к началу XXI в. почти единственными бесплатными культурными учреждениями для детей, сегодня востребованы и в качестве центров межличностного общения, проведения досуга совместно с родителями и друзьями. В работе с читателями используются различные формы и приёмы, при которых учитываются психологические, физиологические, культурные особенности детей (как индивидуальные, так и возрастные). Эти формы, приемы и методы лежат в основе “библиотечной педагогики”. В последние годы в детских библиотеках эффективно используются инновационные педагогические технологии. Широко применяются игровые методики, организация проектной деятельности, стимулирование творческого развития детей и подростков.

Очень востребованными у населения сегодня являются: программы поддержки детского литературного творчества: литературно-художественные студии, кружки юных иллюстраторов, объединения юных журналистов; конкурсы на лучшую рукописную книгу и т.п.; программы просвещения родителей в области детской литературы и методики приобщения к чтению в семье; программы поддержки традиционной национальной культуры, многообразная и эффективная работа по краеведению, по формированию патриотических чувств к малой и большой Родине; программы работы с детьми-инвалидами, включающие индивидуальные формы общения, консультации родителей о возможностях библиотерапии, организация совместных (с детьми в норме) мероприятий с целью интеграции детей с проблемами в развитии в среду сверстников; проекты создания на базе детских библиотек информационных центров по проблемам детства, по проблемам правового просвещения школьников и их родителей, службы психологической поддержки.

Таким образом, практика работы свидетельствует о том, что при значительном расширении и некотором видоизменении функций библиотек и библиотекарей в последнее десятилетие, именно педагогическая составляющая профессиональной деятельности работников детских библиотек стала максимально востребована обществом.

Сегодня и в перспективе перед российскими библиотекарями, работающими с подрастающим поколением, встает ряд актуальных и новых педагогических проблем и задач: поддержка детского чтения, развитие у детей высокой культуры чтения текста в любой форме его представления (как печатной, так и электронной); обучение детей и подростков основам информационной культуры; освоение мировых и отечественных информационных ресурсов в аспекте отбора и предоставления лучших из них юным пользователям; участие в разработке решений по проблемам навигации детей и подростков в киберпространстве; участие в развитии киберпространства для детей, в том числе участие в развитии образовательного информационного пространства для детей и подростков.

В связи с актуальными и новыми задачами, которые сегодня и завтра будут решать специалисты, проблема подготовки кадров встает сейчас особенно остро.

Во многих развитых странах мира образование библиотекарей, работающих с детьми, строится не только как библиотечно-библиографическое, но и как педагогическое. Так, в ряде стран с давними традициями библиотечного обслуживания детей библиотекари, работающие с детьми, имеют либо “двойное” образование: и педагогическое, и библиотечно-библиографическое (квалификация библиотекарь-педагог), либо библиотечно-библиографическое, в основе которого лежат дисциплины психолого-педагогического цикла.

Несмотря на то что Россия, в сравнении с Западом, имеет другую модель подготовки библиотечных специалистов, в нашей стране на базе вузов культуры был создан надежный фундамент для подготовки библиотекарей по работе с детьми и юношеством. Во многом эти достижения были обусловлены тем, что в течение почти полувека в вузах культуры развивалась и совершенствовалась подготовка библиотекарей по работе с детьми и юношеством. Именно эти специалисты являются наиболее квалифицированными кадрами, работающими сегодня в детских, юношеских и других библиотеках.

Однако сегодня нарастают проблемы, связанные с кадрами, работающими в библиотеках с детьми и юношеством. Идет сокращение числа квалифицированных профессионалов; стареют и уходят на пенсию, не успев передать накопленный опыт и традиции, квалифицированные кадры библиотекарей, пока еще работающие в библиотеках с детьми, поскольку последнее десятилетие (ввиду крайне низкой оплаты труда библиотекарей) идет отток молодежи из этой профессии.

Приведем некоторые аргументы, которые, на наш взгляд, неопровержимо свидетельствуют о нарастающем кризисе в подготовке этих специалистов в вузах страны: сегодня в России почти не осталось кафедр, которые готовят библиотекарей, работающих с подрастающим поколением в вузах культуры (для работы, прежде всего, в детских, юношеских библиотеках и других библиотеках); несмотря на острую потребность в квалифицированных кадрах для школьных библиотек сегодня не существует государственной системы подготовки школьных библиотекарей (их готовят лишь в отдельных, крайне немногочисленных, вузах культуры и педагогических вузах (тогда как в Канаде и США, например, именно эти специалисты обязаны иметь двойное образование – педагогическое и библиотечное); в целом по России в вузах культуры сокращается количество бесплатных мест для получения библиотечно-библиографического образования и здесь почти не остается мест на подготовку библиотекарей по работе с детьми и юношеством.

В целом парадокс сегодняшней ситуации заключается в том, что мы рискуем потерять слишком многое из того, что является нашей гордостью и заслугой: подготовку библиотекарей для детских, юношеских (и в какой-то мере школьных библиотек). Рискуем именно тогда, когда они особенно востребованы обществом. В связи с этим выделение квалификации “Библиотекарь-педагог” (предложенное зав. кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Г.А. Ивановой и другими специалистами МГУКИ), чрезвычайно актуально и необходимо для обеспечения высокого уровня современного библиотечного обслуживания подрастающего поколения.

Hosted by uCoz